Главное меню

Главная страница
Новости
Форум
Устав клана
Состав клана
Дипломатия
Совет клана
Посольство в Нижнеатомске
Клановая аренда вещей
Чёрный список
Заявка на вступление в клан
Фотоальбом
Каталог файлов

Энциклопедия

О Характеристиках
Создаем нового Персонажа
Сайты Кланов
Квесты 1-8 уровень
Квесты 9-14 уровень

U.N.I.T.

Сайт игры UNIT
Об игре UNIT
Законы Нижнеатомска
Форум
Кто Онлайн?
Скачать клиент игры
Играть через браузер
Рейтинг клановых сайтов

UNIT-news.ru

UNIT-News
Нижнеатомск онлайн
История событий
Составы кланов
База оружия

Театр "Без Крыши"

Стена Творчества
Кинозал
Клановое видео
Мозгокрутки
Вычислительный центр

Курсы выживания

Умения, помогающие выжить
Что делать если...
Разведение огня
Добыча пищи
Возведение жилища
Ориентирование
Медицина
Инструментарий
Инвентарь выживальщика
Огнестрельное оружие
Холодное оружие
Метательное оружие

Чат онлайн


  Наши опросы

Радио на сайте нужно?


Всего ответов: 24
  Категории раздела
Гость





Группа:
Гости

Мы очень рады что вы зашли к нам.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

[Кто нас сегодня посетил ]




Сайт клана Samurais of Justice в онлайн игре UNIT-online



   Стена творчества
Главная » Доска объявлений » Статьи » О самураях...

Путь самурая

Автор: СТИВЕН ТЕРНБУЛЛ
12 Сентября 2012, 22:15
Дзен, Чай и сады
ДЗЕН ЧАЯ И САДЫ Золотой павильон, безусловно, великолепен, но в поисках характерного примера эстетики дзен, серьезный исследователь обратится к чему-то гораздо более скромному
 и найдет это на другой окраине Киото, в Гинкакудзи. Гинкакудзи, или Серебряный
 павильон, был построен внуком Есимицу сёгуном Асикагой Есимаса (1436-1490),
внесшим выдающийся вклад в японскую культуру и эстетику дзен. К сожалению,
почти все, им построенное, было разрушено в ходе ужасной войны Онин (1467-1477),
которая превратила в пепел большую часть Киото и положила начало Веку Воюю¬
щих Провинций. Тогда ввиду сложных обстоятельств не было возможности покрыть
Гинкакудзи серебром, и он так и дошел до наших дней деревянным павильоном,
скрытым среди тенистых холмов Хигасиямы. Возможно, однако, что Есимаса наме¬
ренно оставил его в таком виде, потому что здесь воплощено многое из того, что мы
понимаем под «культурой дзен». Здание олицетворяет собой принцип саби, когда
ценится нечто старое, поблекшее и грубоватое, и имеет особую ауру заброшенности.
Здесь также присутствует ваби — более абстрактное понятие, связанное с тишиной и
спокойствием240. Поблизости от него расположено Тогудо, в котором находится про¬
стая комната, считающаяся предшественницей японского чайного домика. Наконец,
вокруг Гинкакудзи простирается один из самых известных дзенских садов в Японии,
хотя он и был расширен в XVII веке и, скорее всего, не сохранил первоначальную
планировку. Ровная гладь белого песка с возвышающимся коническим холмиком,
как считается, изображает гору Фудзи и красивее всего выглядит в лунном свете.С саби и ваби связан гораздо более давний художественный принцип югэн, что
приблизительно можно перевести как «тайна, загадка». В искусстве югэн выражает¬
ся в достижении простого совершенства и совершенной простоты. Как «суггестивная
неопределенность смутного и, следовательно, духовного воздействия», искусство в
духе югэн скорее намекает на вещи, нежели прямо говорит о них. Театр Но представ¬
ляет собой самый великий пример югэн в действии, или скорее в бездействии, когда
именно моменты неподвижности, а не жесты, передают нечто очень важное241. Но
опять же, не надо торопиться заключать, что югэн, ваби и саби принадлежат только
дзен. Все они имели свои первоисточники задолго до появления дзен на сцене. Сеа-
ми (1363-1443), величайший мастер Но, взял уже существовавшие художественные
ценности, затем преобразовал и заострил их с помощью дзен. То, что было «привле-кательным» в Хэйанский период, стало «тро¬
гательным» в период Муромати. Но если даже
влияние дзен и узнаваемо в театре Но, сюжеты
и содержание его пьес далеко не исчерпываются
 дзен-буддизмом. Эти странные истории о призраках и трагических жертвах несут в себе многое и от народных верований, и от стремления к
возрождению в буддистской Чистой Земле. Син
тоистские ками также играют тут важную роль,
так что театр Но можно рассматривать скорее
как выражение синкретической смеси японских
религиозных и художественных традиций как
по форме, так и по назначению242.Гораздо более близкую связь с дзен можно
найти в чадо (путь чая). Из всех видов времяпрепровождения, которым мог предаваться са¬
мурай, ничто так не регламентировалось традицией и не требовало таких знаний, как проведение чайной церемонии. Первоначально чай
появился в Японии как средство поддерживать
бодрость дзенских монахов во время их ночных
служений. Но одновременно с повсеместным
распространением этого напитка питье чая
превратилось в совершенно особый ритуал, прекрасно иллюстрирующий, как важна была для
самураев эстетическая сторона любого действия. Он заключался в выпивании чаши
зеленого чая в кругу людей со сходными ценностями в художественно изысканной и
утонченной обстановке. Церемония должна была проходить в чайной комнате, кото
рая обычно помещалась в специальном домике в чайном саду. Декор чайного домика
был традиционно очень простым и подчеркнуто грубоватым, в соответствии с прин
ципами ваби и саби. Гости должны были входить из сада и занимать места, после
чего чайный мастер, иногда это был даймё, присоединялся к ним через отдельную
дверь, сделанную нарочито низкой, так что мастер, проходя в нее и пригибаясь, словно почеркивал свое ничтожество. Иногда там подавалась еда, искусно приготовлен¬
ная и сервированная, но центром встречи всегда была сама чайная церемония, во
время которой мастер кипятил воду и подавал чай, следуя строгим правилам, что
позволяло гостям оценить каждый жест и элемент действа. Они могли восхищаться
керамическими сосудами, используемыми для церемонии, художественному отображению времени года в букете или на свитке с рисунком, игрой света в саду, частично
видимом в проемы раздвижных перегородок. Но более всего они были очарованы
движениями чайного мастера, чьи руки двигались в «ката чая» с легкостью, напоминающей грацию величайшего мастера фехтования.

Иногда же чайная церемония отходила далеко от понятий дзен, и виной тому
были неправильный подход самураев или те цели, которые ими ставились. В чайной
комнате Хидэёси, известного своей искушенностью в художественных вопросах, даже
деревянные балки были покрыты золотом, что никак не согласовывалось с принци
пами саби. Часто чайная церемония была средством обретения политических дивидендов. Результатом таких собраний могла стать информация, полученная у гостей,
политическая поддержка, подтвержденная присутствием на церемонии, товарищес
кие связи, укреплявшиеся в компаниях, подношения бесценных чайных сосудов и
иные земные выгоды. За чашкой прекрасного чая могло планироваться даже убийс
тво, и известно, что, по крайней мере, два раза совершалось и собственно убийство.
Говорят, что чайный мастер Сэн Рикю однажды отразил удар меча с помощью своего
чайного ковшика243. Като Киёмаса как-то пошел на чайную церемонию, проводившуюся соперником, которого он мечтал устранить. Он надеялся, что тот будет так увлечен ритуалом, что Киёмаса сможет неожиданно поразить его копьем. Но мастер был
столь бдителен и осторожен, что Киёмасе так и не удалось застать его врасплох244.
Понятно, что ничто не могло быть дальше от идеалов дзен, но ведь Като Киёмаса и не
имел отношения к дзен, будучи убежденным последователем Нитирэна.Даже когда чайная церемония проводилась со всей тщательностью, требуемой
дзен, в ней присутствовал потенциал социального соперничества. Путь чая отличал
эстета от невежды и проводил грань между терпеливым и торопыгой. Он раскрывал
наличие или отсутствие самоконтроля, необходимого самураю как в занятиях зазэн,
так и на поле боя. Он мог обнаружить его неспособность сосредоточиться, противостоять давлению. Тем самым путь чая становился словно бы критерием «личного отбо
ра». В чайной церемонии самурай упражнялся в особом военном искусстве, где вмес
то меча у него был только ум, а единственной защитой оказывались эстетические
познания, владение которыми было не менее необходимо, чем владение оружием.Существует много исторических анекдотов, напрямую соотносящих чайную церемонию с искусством боя. Уэда Сигэясу стали дразнить его более молодые товарищи
по службе у одного господина, говоря, что его исключительное искусство в проведении
чайной церемонии означает, что на поле боя уровень его мастерства будет, наоборот,
низким. В 1615 году, однако, Сигэясу возглавил передовой отряд Асано Нагаакира в
битве при Касий, которая стала важным этапом, предваряющим Осакскую летнюю
кампанию, и взял голову врага:Набор масок для
представления Кагура -
примитивного варианта
Но на храмовом
празднике в Симобэ. «Став перед всеми собравшимися, Сигэясу воскликнул: «Ну и как, парни? Вы
дразнили меня чайным пажом десяти тысяч коку (японские деньги. - Прим.
пер.) и говорили, что мой меч если и обагрится кровью, то только кровью кошки или мыши, а теперь как обернулось? Вы, которые никогда ничего не знали
о чае, а занимались лишь военными упражнениями, не только отличились
меньше меня, но даже вообще ничего не сделали!»245Многие храмы и монастыри дзен, которые придают Киото такое очарование, обязаны
своей привлекательностью в первую очередь прекрасным садам. Даже если эти сады
не ограничиваются выражением идей дзен, несомненно, что именно содержащаяся143путь (САМУРАЯ, воин A U РЕЛМГМЯНа заднем плане мы
видим чайный домик
Тодзи-Ин в Киото,
расположенный
в саду с прудом,
спроектированным
мастером дзен Мусо
Сосэки.в дзен-буддизме философия создает для них совершенную духовную основу. Одна из
особенностей этих садов — это их асимметрия, художественный принцип, присущий
даосизму, равно как и дзен. В «Книге чая» Какудзо Окакура признает эту двойствен¬
ную природу:«...[даосская и дзенская философии] уделяют большее внимание процессу
достижения совершенства, нежели самому совершенству. Настоящую красо¬
ту может увидеть только тот, кто мысленно дополнит незавершенное. Внут¬
ренняя сила жизни и искусства лежит в их возможности развития. В чайной
комнате (как и в саду) каждому гостю предоставляется возможность завер¬
шить воспринимаемое впечатление».В другом отрывке Окакура советует художнику оставить что-то недосказанным, что¬
бы дать возможность зрителю «завершить мысль. Так великий шедевр безусловно
завладевает вашим вниманием, пока вам не кажется, что вы часть его. Для вас там
есть свободное пространство, чтобы войти и достичь полной меры своей эстетической
эмоции»246. Так в «карэ-сансуи» (сухой ландшафтный сад), где в сложно аранжиро¬
ванном сочетании камней и песка угадываются мощные скалы, присутствуют все144элементы, кроме воды. Суть дзен в этой ситуации состоит в том, что зритель не только
воображает себе воду, но сам становится водой.Даже в планировке сада всегда присутствует нечто большее, чем просто идеалы
дзен. Выше уже отмечалось влияние даосизма. Например, трудно догадаться, по ка¬
ким соображениям выбраны отдельные камни, занимающие центральное положе¬
ние в красочном саду Самбо-ин в храме Дайгодзи в Киото. Да, скала, называемая
Фудзито, красива сама по себе, но выбрали ее потому, что ее поверхность была обаг¬
рена кровью самурая, убитого в войну Гэмпэй.
Добавил: RudolfKhene |
Просмотров: 1522 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сейчас на -- звучит:   
Copyright MyCorp © 2024 |